Облегчить терпение страданий

Болезнь – спасительный подвиг

(Из писем)

Болезнь дело Божьей Премудрости

Милость Божия буди с вами!

Если все от Господа, то и болезнь ваша от Него же. Если все от Господа к лучшему, то и болезнь ваша.

Болезнь ваша помешала вам ехать в Москву. Следовательно, не ехать в Москву в настоящее время для вас лучше. И успокойтесь на этом, — и не загадывайте, несмотря на болезнь, ехать. Москва не уйдет, и дорога к ней после будет так же открыта, как и теперь. Пройдет болезнь и съездите в Москву.

Вот причастились Святых Христовых Тайн. Слава Богу! Если б тут была помеха, то было бы жалости великой достойно. Но другое что — все мелочь.

Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что Господь милостивый не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе.

 

Болезнь

Опять болезнь! Дай вам, Господи, терпение и благодушие и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Они указывают скорее на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу.

<...> Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне.

 

Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, — к добру.

Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа.

Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот. <...>

Болезнь! Что делать? Терпите и Бога благодарите, говоря в себе: «Эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных. Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить меня. Он уже не знает, как меня исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано, и все не впрок. Час же смерти близится, и, когда придет, что делать моему окаянству? Господи Боже мой! Пощади немощное создание Свое!» В болезни-то, хоть и легкой, — все смерть придет на память, чтобы дать душе самым делом испытать, сколь верно слово Премудрого: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39).

 

Мысли во время болезни

Н. Н.

Воодушевитесь!

Весело смотрите в глаза болезни... Но мечтайте меньше... Пойдут в голове роиться разные пустяки... Браниться будете с кем попало... Все это в мыслях... Потом все пройдет.

Благодушествуйте! Верно, вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил или положил вас дома... Благодарите Господа. А все-таки и молитесь, да благоволит оздороветь вам.

Спаси вас, Господи!

С праздником и забыл поздравить!

Ваш богомолец Е. Феофан

 

Благослови вас, Господи!

Ропотливость ваша и упадок духа — хороший знак. Это предвещает скорое прекращение болезни.

Что доктора врозь пошли — это потому, полагаю, что и болезнь изменилась: была в печени и прошла. А когда вы в другой раз простудились, явилась другая болезнь — катаральная. Это ныне повсюдная немощь: ибо грипп — катарального рода болезнь. Если в печени не чувствуете боли, то надо поверить второму доктору. Впрочем, смотрите сами. Ваши мысли об отчаянном, будто, положении своем никуда не гожи. Это враг мутит. Кто может сказать, что будет? Один Бог. Но враг, богом себя нечестиво заявляя, всюду встревает со своим пророчеством лукавым, и веру возмущает, и покой от сердца отгоняет. Не слушайте его, а стойте в вере, что болезнь — от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете, и поработаете Господу в какой-либо обители.

За все благодарите Бога: и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить, вам же на деле нелегко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь, да даст вам Господь благодушно перенести болезнь и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества же себе к благодушному терпению в минуты отяжеления страданий ищите, кроме сказанного, — в воспоминании терпения всех святых и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем многими скорбьми подобает... внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна — крест произвольный или непроизвольный.

Ангел-хранитель да приносит вам утешение и благодушие!

На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от нее самой зависит, а не по тому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие за дело.

Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас; а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.

 

В дни недуга

Христос Воскресе!

Воскресший Господь да подаст вам утешение и мужество: одно, чтоб утишить прискорбность положения, другое, чтоб иметь силу подъять и нести тяготу ее.

Господь близ нас, и Богоматерь, и небо со скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болеем и исхода не видим. Ужели это случайно?! Ужели они не видят?! И видя, ужели не состраждут и не порываются помочь?! И видят, и состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться.

Если они — вся любовь, то все, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?!

То же, что бывает между пирогом, жаренным в печи, и между хозяйкой. Дайте пирогу чувство, мысль и язык... Что бы он заговорил хозяйке?! «Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь... Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нестерпимости... И то беда, что исхода не вижу и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад, или кверху, отовсюду заперт, и со всех сторон не прохлада, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь?!» и проч., и проч. Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему? «Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи еще немного... и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Все наглядеться на тебя не наглядятся!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?.. Это диво-дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду». Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в Руки Божий и ждите. Вы — все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами... Перестаньте это делать и лежите спокойно.

Разъезжать же что толку. (Спрашивалось благословение: не поехать ли к доктору какому). Уже ездили... Терпения благодушного вам желаю.

Спасайтесь! Е. Феофан

 

О болезни и образе жизни

Милость Божия буди с вами!

Поболели? — Но слава Богу, что поправляетесь или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительны в жизни и общей, тем паче в духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти... и веруя, что Господь оставил еще пожить для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты — рычаги духовной жизни и направители.

Духовного отца своего не судите строго, не зная наверное, почему он так невнимательно держал себя. — Афонских отцов спаси, Господи!

Они хорошо действовали. — Брат же ваш и сын... мудреные судьи... как это у них всех клеится? Болезнь была не от образа жизни; следовательно, и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в восстановлении сил — побочное дело... Главное — пища свежая (непопорченная), воздух чистый... и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, — и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. — Немец Гуфеланд написал науку, к долголетней жизни, где превозносит постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, — а от духа и тело причащается той же жизни... Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем, в видах скорейшего восстановления здоровья, чтобы пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, — в сне, труде, стоянии, — и в пище. Это уже — после Страстной.

Вот лето... можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же и яйца... ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть... Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.

 

Душевное настроение больного чахоткою

Милость Божия буди с вами!

Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. Но настоящее в этом отношении расположение есть: «Буди воля Божия!» Жить ли, умереть ли, да будет, как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довести до того, чтобы оно не давало порождаться какому-либо, относительно сего, беспокойству.

С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением.

 

Болезни от Бога для нашего спасения

Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше.

Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное — в образумление, чтоб опомнился человек, иное — чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров, иное — чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду, иное — чтобы очистить от какой страсти и для многих других причин...

 

О болезни как спасительном подвиге

Милость Божия буди с вами!

Все охаете, но охаете спасительно или по делу спасения. Благослови, Господи, ваши тревоги по сей части. Вы в болезненном состоянии по телу. Дело же спасения требует трудов и лишений. Как же быть? Терпите благодушно вашу болезненность и благодарите за нее Бога... потому что не будь ее, вы бы, быть может, ходили кверху ногами, а теперь и сидите и ходите, все как следует. Другая польза та, что будь вы здоровы, вам следовало бы, если б вы вздумали деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, долгие молитвословия, выстаивание общих церковных служб и прочие труды. Теперь же это у вас заменяется терпением болезненности. Терпите же и о прочем не беспокойтесь. Только душу держите как следует. Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте, трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умно-сердечной, предзрении пред собою Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, со скорбящими соскорбеть, памятовать Бога и смертный час и прочее подобное... Вот вам и спасение! Что вы прописали о своем ястии и питии, тут ничего нет укорного, если все принимается в скромной мере. Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо.<...> Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан

 

Здоровье в Божиих руках

<...> Господь да укрепит вас в здоровье! Вот весна и лето, — молочко и зелень... пере-буровят кровь и освежат. Исправится она, и все пойдет добре!

Всяко Господне есть дело и здоровье. Может быть, нездоровье вам пригожее, чтобы буянить не стала плоть. Его святой воле предать все лучше будет, конечно. Но ведь Он же и лекаря с лекарствами сотворил.

Спасайтесь и о нас Бога молите.

 

В болезнях грешно роптать. Милость Божия буди с вами! С праздником Святой Пятидесятницы! Желаю вам всех благодатей Святого Духа, о коих ныне молитвенно поминается в святой Церкви, паче же здравия и спасения!

Здоровье ваше пошатнулось. Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!..

Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, сии же последние такого суть рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться... Здоровье и нездоровье в руках Божия промышления о нас суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно — есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения — в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь!

Вам делали операцию. Даруй, Господи, чтобы она сделала дело, для которого была принята. Господь да помилует и спасет вас!..

 

Болезни училище смирения

<...> В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет, — отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуете тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить: то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начнется, когда вследствие сего чувства — душа поддастся нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. <...>

 

Духовное делание во дни недуга

Даруй вам, Господи, здоровье; а если оно не нужно на это время, да подаст благодушное терпение. Что в болезни внутреннее к Богу обращение не то уже — это следствие слабости. Кто чувствует свою пред Богом непотребность, тот не допустит неправых чувств и во время боли. Умудряйтесь. Душа, не испытанная скорбями, никуда не гожа.

Когда боль есть, можно послабить немного, особенно какао пить ничего бы. Что не все кладете поклоны, ничего. Можете не записывать в штрафную книгу пропусков, а что записали — вычеркните. Исполняйте правило молчаливою молитвою Иисусовою. При этом, если можете класть поклоны, положите сколько по силам, а то так стойте. Если не можете стоять, сидите; если сидеть не можете, лежите. Умом только с Господом быть не переставайте.

Вы так разболелись, что собираетесь умирать. Готовиться к этому и всегда надо, а тем паче надо готовиться больному. Но придется ли умереть или еще дано будет пожить, это надо отдать на волю Божию. Поживите, — и еще потрудитесь. Только что начали. <...>

 

Скорби знак Божией любви

Милость Божия буди с вами!

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 10—12).

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 18—20).

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет. 4, 12—13).

Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. (Евр. 12, 6-7).

Прибавьте и еще подобных мест побольше... и перечитывайте их... Они очистят око сердца вашего и научат, как смотреть на скорби, утеснения, поношения. Утвердитесь в убеждении, что все от Бога... до малейших случаев... и принимайте все, как лично от Него, на вас налагаемое. И благодушествуйте, и благодарите. Ибо все ко благу вам, видимо ли то, или невидимо. Знаете, как закаливаются железные изделия? Окончив все в совершенстве, разжигают добела... и в холодную воду.

Именно это совершается теперь с вами... Все это для вас не новость, и уже практикуется вами... Но текстики прочитывать хорошо... От них свет приходит и тьму разгоняет.

Тесноты от Бога... терпим и благодарим... Но если под руками есть способы устранить их, и это от Бога, и никакого нет греха воспользоваться ими и высвободиться из-под теснот. — Есть ли они у вас? — Есть... <...>

 

Молитва во время болезни

<...> Чувствуете изнеможение и думаете, что это дверь к исходу. Немощность напоминает о смерти, но не пророчит о часе ее. Принимая, однако ж, напоминания, не непристойно готовиться к ней. Как вы постоянно немоществуете, то вам легко сродниться с мыслью об исходе, по примеру пр. Никанора, и он не застанет вас нечаянно. Блаженна память об исходе, она с памятью о Господе — крепкая основа христианскому благонастроению духа.

Сны, вами прописанные, — все хороши. Но к чему они даны? В утешение и укрепление духа, да не малодушествуете, и на утверждение мысли об ином мире, яко не далече от нас сущем, и в удостоверение об общении с ними. Это милость Божия!

Вашу жалобу на себя, что плохо молитесь и не держите подвигов, вам разрешил святитель Тихон, сказав: «Болящему какая молитва? Благодарение и воздыхание». Тем замещается и всякий подвиг. Благодушествуйте же! <...>

 

Порядок, как вы молитесь (келейно, не бывая в храме по болезни), хорош. Исполняйте как наладились. Порядок нужен по немощи нашей, а не для самой молитвы, которая и без всего может быть... Проходите мысленно Литургию, не как бы совершающий ее, а как присущий (умно переносясь в храм) на совершаемой другим.

…Вы сами о себе невеселых мыслей держитесь? В Египте был старец настоятель, кажется Аполлос... Всем братиям твердил и сторонним тоже: нам, христианам, не следует скорбеть... Пусть язычники скорбят. А мы спасенные Господом... наш рай и Царство Небесное. С нами Христос, благодать Святого Духа, Богоматерь, Небесные воинства и все святые... — Эти мысли и подобные и держите, а скорбное все прочь... Великое будто дело, что приходится сидеть в келлии, что в храме не бываете (не по лености, а по болезни). Когда молитесь, вы всякий раз храмом Божиим бываете (2 Кор. 6, 16). Ибо Господь везде есть. — Читайте почаще Отче наш и Богородице Дево, радуйся. Бог — Отец наш, а Богородица — Мать наша... Святые Тайны — сосцы Ее: ибо они плоть от Нее заимствованная!

Так и занимайте ум... Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишок и старайтесь всякое слово обратить в предмет рассуждения. Если Бог подаст мысль, запишите ее. Пусть лист лежит на столе... И другие добрые мысли записывайте.

Благослови вас, Господи, и всякого вам утешения желаю.

Ваш доброхот Е. Феофан.

 

Молитва об избавлении от болезни

Насилу-то вы отозвались! Очень жалею, что немощь ваша все длится и еще расширяет свое владычество, даруй, Господи, вам избавиться от этой болезни. Хотя у Господа, Посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо, — однако же мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. — Ибо, может быть, и того чает от нас при сем Господь, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.

 

Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: «Аще волиши, Господи!» Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа Благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он: или оздоровит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения. <...>

 

О соборовании

Милость Божия буди с вами!

Вы все болите. Спаси вас, Господи! Что вы решились пособороваться, это очень хорошо. Таинство сие для христиан должно быть единственным врачебным способом при болезнях, как я, кажется, уже поминал вам. Да поможет вам Господь! Мне думается, что вам еще не конец, потому что вы еще очень нужны здесь. Для вас может быть уже и довольно бы, но надо пристроить еще детей, и когда это устроите, тогда и с Богом!

 

Лечение

О лечении во время болезни

Милость Божия буди с вами!

Вы все болеете... Очень жалею. Да поможет вам Господь или оздороветь, или благодушествовать в болезни. Да будет, не якоже хощем мы... а якоже Он (Мф. 26, 39, Мк. 14, 36).

Ваше противление лекарским указаниям едва ли достойно похвалы... И лекаря и лекарства Бог создал, — не затем, чтоб они только существовали, но затем, чтоб ими пользовались больные. Все от Него: Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то — и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий — «ох!» — будет в вину, уместно же только одно благодарное радование... Господь да управит вас наилучшим образом быть настроенною! К тому же у вас ведь есть что потерпеть?! Вы завистны, — все одна хотите забрать.

Что вы переехали к соседке, очень одобрительно. Яйца к поправлению крови... Еще идут железные порошки или пилюли. Если в числе докторских указаний есть это... употребляйте их. Вам в качестве лекарства можно и бульон пить: это не плоти угодие, а нужда, и частичка долга, заключающаяся в долге лечиться. <...>

 

Средство от недугов

Милость Божия буди с вами!

У вас настроение духа доброе. Все, как следует при настоящем вашем положении. Утешаюсь тем и молю Господа сохранить в вас сие до конца.

На все воля Божия да будет. Даст ли выздороветь Господь, буди воля Его. Оставит ли болезнь, с сохранением жизни, буди воля Его. Все будет во благо, ради предания себя в руки Божий.

Вы добре сделали, сообщив, что подумал о вас пр. Иосиф. Это очень утешительно. Теперь поусерднее помолится, узнав о вашей болезни.

Про целебность артоса с Богоявленской водою и я слыхал. Однако ж буди воля Божия. А лекарств разве не употребляете?! И то, и другое нужно употреблять — и Божеское и человеческое... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское... или Божеское приходит чрез человеческое.



( 9 голосов: 4.11 из 5 )
439


Смотрите также
О терпении и страдании (Епископ Пантелеимон (Шатов) )
Страдание выявляет в человеке подлинное
Добрые дела побеждают уныние
Влияние прощения на состояние больного
Даже больной человек должен быть счастливым

Ответы на главные вопросы жизни